Искусство Татарстана

Художественное искусство Татарстана, формирование которого пришлось на начало 1920 гг., опирается на традиции многовекового наследия татарского народа, заложенные в культуре Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. С середины XVI в. получает развитие русская художественная культура, сыгравшая ведущую роль в создании региональных профессиональных школ живописи, графики и скульптуры. В 1895 г. в Казани открывается художественная школа положившая начало профессиональному искусству Татарстана, инициаторами создания которой выступили выпускники Академии художеств – Н.Н.Белькович, Х.Н.Скорняков, Г.А.Медведев, Ю.И.Тиссен, А.И.Денисов. Демократические принципы, на которых строилась работа школы, широта учебных программ, интересная методика преподавания, высококвалифицированный педагогический состав – всё это способствовало авторитету школы и привлекало молодёжь Волжско-Камского региона.

С Татарстаном связана также имя классика русского реалистического пейзажа Ивана Шишкина (1832–1898). Особо важное значение Казань имела в творческих биографиях русско-американского художника Николая Фешина (1881–1955).

В конце XIX – начале ХХ вв. происходит становление и татарского профессионального изобразительного искусства, основоположником которого стал художник Баки Урманче (1897–1990).

В 1920-е г. бурное развитие получили живопись (Н.Фешин, Б.Урманче, П.Беньков, В.Тимофеев), графика (Ф.Тагиров, Г.Арсланов, Н.Шикалов, К.Чеботарёв), скульптура (В.Богатырёв, С.Ахун).

В разные годы в Казани активно действовали творческие объединения – «Всадник», ТатЛЕФ, ТатАХРР, «Октябрь», Союз художников РТ.

С момента создания самостоятельной творческой организации уже члены Союза художников задают тон в изобразительном искусстве и определяют уровень его развития в республике. В 1930–1950-е годы это – Д. Булат, Н.Валиуллин, К.Максимов. В 1950–е годы начинается творческая деятельность мастеров –X. Якупова, Л. Фаттахова, Н. Кузнецова, С.Лывина, В.Куделькин, А.Прокопьева, Б.Майорова, Е.Зуева, А.Тумашева, М.Усманова, И.Халилуллова, Г.Рахманкуловой, М.Хайретдинова, Н.Адылова. В 1970-е годы в искусство Татарстана приходит поколение художников, получивших высшее художественное образование в Москве, Ленинграде и в других городах страны: В.Маликов, Т.Хазиахметов, В.Фёдоров, Э.Зарипов, Р.Нигматуллина, В.Рогожин, И.Зарипов, А.Абзгильдин, 3.Гимаев, В.Скобеев, С.Слесарский, Ш.Шайдуллин, Ф.Якупов. В этот период искусство живописи Татарстана вышло на всесоюзную арену как явление, несущее в себе, наряду с традициями советского искусства, элементы специфической духовности и национального своеобразия. Во главе профессиональной группы графиков стоят известные художники республики, воплощающие ведущие тенденции этого вида изобразительного искусства: Г.Эйдинов, М.Кузнецов, Ф.Хасьянова, Р.Шамсутдинов, 3.Мухаметзянова, Н.Альмеев. Большое внимание художников-графиков, наряду с другими техниками: линогравюра, офорт, привлекает старинный национальный жанр шамаиль. Его успешно развивают художники Казани и Набережных Челнов: Н.Наккаш, Р.Шамсутов, В.Попов, Р.Салахутдинов, Ф.Гирфанов, Р.Мухаметзянов, 3.Мухаметдинова.

В татарской скульптуре выделяются имена Б.Урманче, В.Маликов, Н.Адылов, отец и сыновья Абдрашитовых, династия Рогожкиных-Нигматуллиных, И.Башмакова. С новыми темами выходит А.Дербилов – автор тонко смоделированных, переданных в движении скульптурных композиций. Из молодых скульпторов своими авангардными произведениями известна А.Минуллина.

Изобразительное искусство республики – это действительно искусство всех больших и малых городов Татарстана, а не только Казани. Это – художники Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги, Альметьевска, Заинска, Бугульмы, Чистополя, Зеленодольска. Художники республики А.Петров, Ю.Грабенко, Г.Недовизий, В.Акимов, А.Фатхутдинов, М.Яруллин, 3.Миннахметов, И.Тухватуллин, А.Халдеев, А.Свинин, Ю.Анютин, X.Сибгатуллин и многие, многие другие успешно работают и создают свой художественный мир, в котором есть место и мифам, и легендам, и истории, и современности, и глобальным проблемам человечества.

Изобразительное искусство Татарстана второй половины 80-х годов XX века – начала XXI века весьма многообразно: сложное сочетание различных традиций, направлений, стилей и географий придаёт ему невиданную доселе яркость, остроту и выразительность. Обобщая картину развития искусства Татарстана начала этого времени, можно отметить яркое сосуществование в нём реалистического и символического стилей, их равноправие, что, несомненно, делает его более разнообразным, глубоким, значимым.